Шприцевание заключается в заполнении полостей специальной плотной смазкой. Делается это обычно при помощи технических шприцов. Если же смазку не проводить, то крестовины быстро изнашиваются. Появляющийся люфт вызывает дребезг. Но самое главное - разрушается этот ответственный узел и теперь уже необходимо заменять кардан вал из - за появляющейся сильной вибрации.
Показаниями к проведению смазки является появление в смазке следов грязи, воды или ржавчины. Своевременно проведенная смазка придаст деталям высокую стойкость к износу и значительно продлит срок их службы. Если не пользоваться специальным шприцом, то добраться до мест смазки кардан вала, не снимая его с машины, практически невозможно. Да и проконтролировать результаты смазки на кардане, который не снят в ходе смазки, практически невозможно.
В качестве смазочного материала применяется специальная смазка для крестовин (ФИОЛ 2У). В случае, если в конструкции применяются шарниры равных угловых скоростей (шрусы), то для применения в них также разработаны специальные смазочные материалы.
Периодичность проведения шприцевания (смазки) карданного вала определяется пробегом автомобиля. Обычно рекомендуется проводить его после каждых 10 000 км, хотя этот параметр определяется видом машины и условиями ее эксплуатации.
Любой кардан вал имеет три основные точки смазки - две пресс - масленки, расположенные на крестовинах и масленка, которая обслуживает шлицевое соединение.
Больше всего требует смазки задняя крестовина. Ведь именно она расположена ближе всего к дороге и не защищена другими деталями. Однако расположена она в труднодоступном для обслуживания месте. Таким образом, есть два способа провести смазку: без снятия карданного вала при помощи специального шприца или после разборки и снятия детали. В первом случае можно использовать и обычный шприц с переходником, однако гарантировать качество работы такой способ не может. Дело в том, что в этом случае практически невозможно визуально проконтролировать вытекание смазки. Поэтому она может просто вытекать в самом неподходящем месте. Это создает иллюзию, что смазка прошла успешно. Хотя сальники останутся незаполненными.
Главное в смазке карданных валов - это аккуратность. Поэтому для шприцевания кардан вал необходимо снять и очистить от грязи. По крайней мере, в тех местах, где будет проводиться шприцевание.
Ведь убедиться в том, что вся смазка попала в нужное место, без снятия крестовины невозможно. Кроме того, если использовать обычный шприц с переходником, часть смазки при работе оказывается на полу. Если автолюбитель приобрел именно то количество ФИОЛ, которое указано в руководстве, то сальники могут оказаться полупустыми. Или же используется та упавшая смазка, заряжаясь в шприц повторно. Так как не каждая мастерская может похвастаться хирургической чистотой полов, то попадают в смазку и примеси.
Чтобы провести обслуживание кардан вала самостоятельно, необходимо иметь специальный шприц для густой смазки. Смазку следует набить в шприц. Для этого надо привести его в исходное положение - вытащить рукоятку, повернуть ее и подать вперед до упора. Затем с усилием прижать головку шприца к пресс - масленке и начать возвратно - поступательные движения. Накачивать смазку в масленки необходимо, пока с противоположного конца не покажется свежая смазка. При шприцевании вилки шлицевого соединения - пока она не сместится примерно на 1 см.
По окончании заполнения масленки шлицевого соединения, необходимо установить вал в вертикальное положение и немного надавить, чтобы выдавить излишки смазки из соединения, в противном случае при попытке поставить кардан на машину, лишняя смазка будет мешать. А при попытке установить "по месту", просто перепачкает одежду.
Признаками правильной смазки станут уменьшение вибрации и исчезновение металлического звука при езде в гору. Проверить результаты необходимо сразу после окончания смазки и установки кардан вала на место.
Чрезмерное усилие не всегда приводит к положительным результатам, так как главное - добиться, чтобы смазка равномерно распределялась во всех частях механизма. А при чрезмерном давлении может оказаться, что она сосредоточилась в одном месте.
Некоторые автолюбители предпочитают не возиться со смазкой и покупать новый кардан. Но поверьте, расходы на смазку будут значительно меньше, чем на новый кардан.